РСБУ vs МСФО. Двадцать лет спустя

Опубликовано

     Курс на сближение российских стандартов учета с международными взят примерно двадцать лет назад. Основными задачами трансформации российских стандартов тогда назывались:
     — всестороннее развитие международного партнерства;
     — модернизация нормативно-правового регулирования;
     — формирование улучшенной нормативной базы;
     — обеспечение совместимости российской системы с системой международных стандартов;
     — регулирование финансового учета;
     — целесообразное применение международных стандартов в национальном регулировании;
     — создание требуемого методического и квалифицированного профессионального обеспечения.
     По истечении столь долгого периода, мы видим, что, хотя положения многих наших ПБУ уже соответствуют нормам международных стандартов, отличия в принципах учета все же еще значительны.

     Рассмотрим основные отличия МСФО от РСБУ.

 

РСБУ                                                                                        МСФО

приоритет юридической формы                              приоритет экономического 

                                                                                                 содержания над юридической формой

 

концепция “юридическое право                               концепция “контроль, риски и                                          собственности”                                                                             преимущества (выгоды)”

 

использование нормативной базы                          значительная роль

                                                                                                 профессионального суждения

 

отражение свершившегося факта                         факты, оценка прогноза развития

                                                                                                 событий

 

     В связи с существенными различиями концептуальной основы РСБУ и МСФО, важен процесс гармонизации  российских и международных стандартов учета. А также адаптации бухгалтерской отчетности в согласовании с международными стандартами.

     Главным компонентом реформирования, на мой взгляд, должно являться не создание принципиально новых, а совершенствование уже принятых стандартов бухгалтерского учета.

     Последний значительный шаг в этом направлении, как мне кажется, — это внесение изменений в ПБУ 1/2008 в 2017 году.

     Второй абзац п.7 данного стандарта позволяет компаниям, применяющим МСФО работать по российским правилам с учетом требований международных стандартов. В п. 7 введена норма, согласно которой, если федеральный стандарт бухучета допускает несколько способов ведения учета, то при выборе одного из них предпочтение следует отдавать МСФО, а затем уже федеральным и отраслевым стандартам. При этом, если нормы отечественных стандартов бухучета расходятся с положениями МСФО, то организация вправе не применять российские стандарты.

     Но, это изменение, на мой взгляд, не стоит воспринимать, как разрешение в случае необходимости просто перейти в учете на применение норм МСФО взамен российских стандартов. Что же на самом деле означает это изменение? В первую очередь, то, что ПБУ 1/2008 разрешает не применять отдельный способ учета, установленный российскими стандартами, но приводящий к несоответствию учетной политики требованиям МСФО.

     Эту мысль о том, что речь идет не о стандартах в целом, а лишь об отдельных способах ведения учета, подтверждает то, что  в раздел IV “Раскрытие учетной политики”добавлен пункт 20.1, который требует от компании прямо назвать конкретный способ, предусмотренный  РСБУ , который не позволяет соблюдать требования МСФО и пояснить, “каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета. “

     Большая бухгалтерская практика позволяет мне сказать, что такие ситуации в учете, когда российские стандарты прямо противоречат международным, встречаются редко.

     Да, различий в учете, несмотря на двадцать лет сближения, все еще много. Но подавляющее их большинство связано не с противоречиями в стандартах.

     Причина , на мой взгляд, в формировании учетной политики компаний. Вопросы, не урегулированные  РСБУ , но значимые в связи с требованиями МСФО, зачастую просто не находят отражения в учетной политике. А в ПБУ-1 /2008 пункт 7.1 прямо говорит, как выбирать способ учета, когда он не установлен российскими стандартами:

     “7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.”

https://www.ib.ru/law/101

     То есть, как уже говорилось, если в учете возникает ситуация, не урегулированная  РСБУ , следует применять нормы МСФО.

     Например, МСФО требует регулярного пересмотра полезного срока действия основных средств. В российском учете, как правило, никто его не пересматривает.

     Это просто устоявшаяся практика, во-первых. Срок полезного действия приходится менять, например, в результате модернизации. Но никто не меняет его в результате пересмотра прогнозов на будущее. А во-вторых, федеральные стандарты, регулирующие этот вопрос у нас отсутствуют. Так вот это как раз тот случай, когда согласно новым изменениям в ПБУ 1/2008 в учетную политику предприятия можно внести изменения , регулирующие применение норм МСФО в учете основных средств.

     Внесение в учетную политику норм МСФО таким образом возможно и необходимо для всех случаев хозяйственной деятельности, которые не урегулированы российскими стандартами учета.

     Но с другой, стороны, хотелось бы отметить, что российская система стандартов учета имеет долгую историю, она достаточно гармонична и понятна нашим пользователям.
Переход на международные стандарты для небольших предприятий, не собирающихся выходить на внешние рынки, зачастую неоправдан и невыгоден.

     Поэтому внедрение норм МСФО в первую очередь должно касаться крупных компаний, с целью привлечения иностранных инвесторов.

     Трансформация российского учета не должна быть скачкообразной, это должен быть постепенный, размеренный, адаптивный и целенаправленный процесс.

     Смысл подобного мероприятия состоит в том, что должны быть устранены все дефекты и недостатки, несоответствия РСБУ. Стоит помнить, что применение международных стандартов на территории России возможно, но только если учитывать специфику деятельности различных организаций, компаний и хозяйствующих субъектов в РФ, в противном же случае, реформация может оказать отрицательное воздействие. Такое ответственное решение делается далеко не сразу.
     Возможно, что нам понадобится еще не одно десятилетие, чтобы полноценно перейти на международную систему.

Оставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *